Методика Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современном мире сложно найти родителя, который никогда не слышал о садах и школах, предлагающий программу развития ребенка по методике Марии Монтессори. Очень многие хотят отдать своего ребёнка в такой детский сад. В чем же особенность, основные принципы и возможные недостатки этой методики?

Методика Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени. По ней в последнее время занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Что это – способ вырастить маленького гения или все-таки дань моде?

Мария Монтессори была выдающимся педагогом, врачом и ученым, и впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что ее стали использовать для обучения здоровых детей.

Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие, свобода в разумных пределах. Автор называла свою методику «Системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип «Помоги мне сделать это самому».

Главную роль в воспитании играет так называемая «Монтессори среда» – это светлое и просторное помещение в спокойных тонах. Малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в комнате и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Каждый ребенок выбирает себе любое место для занятий, с одним условием – не мешать никому из окружающих.

 

Плюсы и  минусы Методики Монтессори

Плюсы методики Монтессори

  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы методики подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую
  • Дети самостоятельно выбирают себе занятие, что помогает им развиваться в удобном лично для них темпе и без навязчивого вмешательства взрослых
  • Малыши узнают новое не через рассказ, а через работу с материалом. Так сказать, малыш обучается через игру, он увлечен процессом и поэтому обучение ему дается легко
  • В одной группе обычно присутствуют дети разного возраста. Малыши учатся у старших детей, что гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых. Старшие учатся заботиться о младших
  • Принципы Монтессори направлены на развитие мелкой моторики и всех чувств. Работа с мелкими предметами формирует интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому все действия связаны с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с их сортировкой
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, разработанный самой Марией Монтессори
  • Занятия длятся около 3 часов и не прерываются и все это время дети свободно передвигаются по классу
  • Монтессори-педагоги – это специально обученные люди. Главное требование в данной системе – не мешать процессу саморазвития. Они показывают детям, как пользоваться материалом, внимательно наблюдают, помогают осваивать те навыки, к которым у него возник интерес
  • Ребенок сам решает, чем заняться, а программа подстраивается под его интересы. Задача педагогов способствовать развитию их самостоятельности, приобретении знаний о мире и желания учиться. У малышей, обучающихся по этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети работают самостоятельно или в маленьких группах, что положительно влияет на их интерес к познанию
  • Привычные схемы в данной педагогике не используются. Детей не заставляют выполнять нормы, не хвалят, не отчитывают и это позволяет им сформулировать здоровую самооценку и научиться самостоятельно ставить цели и добиваться результатов
  • Детей учат поддерживать порядок. Много внимания уделено освоению бытовых навыков – уход за собой и своей одеждой, уборка игрушек и предметов на свои места, поддержание порядка в помещение. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. А также воспитанию здорового понимания приличия – поведение за столом, уважительное общение со старшими и сверстниками, правила гигиены
  • Отсутствие принуждения мотивирует детей брать контроль в свои руки, они сами могут регулировать нагрузку и интенсивность задач, поэтому «Монтессори среда» не вызывает у них негативных ассоциаций и дети всегда с радостью идут в садик
  • Дети учатся принимать собственные решения. Разработано множество материалов, которые позволяют ребенку приходить к собственным выводам об устройстве мира, так как преподаватели не заставляют поверить им на слово, а помогают самостоятельно получить знания на практике
  • Все игрушки и пособия в одном экземпляре. Во-первых, так дети учатся договариваться и ждать своей очереди. Во-вторых, это возможность для самостоятельной игры – никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
  • Основным принципом является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • Из-за того, что в Монтессори подходе нет жесткого поурочного планирования, дети, которые отсутствуют по болезни, не чувствуют себя отстающими

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, соблюдай чистоту, убирай за собой.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори

  • Ее главный недостаток в том, что эта система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков
  • Недооценивается значение игровой деятельности в развитии малыша. Монтессори считала, что игрушки уводят его от реальной жизни и не дают никакой практической пользы
  • Автор недооценила значение сказок и заменила их довольно сухим описанием предметов. Мария Монтессори рекомендовала читать детям исключительно про бытовые ситуации и реальные природные явления, объясняя это тем, что понимание символов и придуманных явлений появляются только ближе к школьному возрасту, а до этого времени сказки только искажают картину мира
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, в связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении. После обучения по данной методике, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания, не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится
  • Родителям необходимо включаться в образовательный процесс, создавать «Монтессори среду» дома и поддерживать идеи Монтессори-воспитания, иначе ребёнок не будет успешен
  • Данная методика не прививает детям способность к неинтересной монотонной работе и умению преодолевать себя. К сожалению, в реальности эти качества могут оказаться важными для успешной жизни
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям.
  • Из-за популярности этой системы развития качество предоставляемых услуг очень сильно варьируется, и часто под вывеской Монтессори работают люди без необходимого образования и опыта.

 

Кому подойдет система Монтессори

Такую систему одобрят родители, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребенка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ваш ребенок любит творчество, то ему будет скучно в этих группах, и вам придется задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижному, активному, неусидчивому малышу. А у стеснительного ребенка проблемы с общением в дальнейшем могут только усугубиться, поскольку дети в этих группах мало общаются между собой.

Выводы

Главное преимущество – дети учатся легко, с удовольствием, в своем темпе, без страха и соревнований со сверстниками. Они любознательны, инициативны, самостоятельны в быту, умеют организовывать свое время и уважают потребности других.

Главный недостаток – проблемы с социализацией. Детям в будущем непросто построить общение со сверстниками, так как методика не предполагает развития навыков общения и ролевых игр с другими детьми.

Методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и весомыми минусами. Поэтому все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других она даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша. Посетите пробное занятие и понаблюдайте за своим ребенком, как он реагирует на атмосферу в классе, пообщайтесь с другими родителями и педагогами.

Ограничивать вашего ребенка только этой методикой не стоит. Не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Удовлетворённость подходом полностью зависит от того, насколько осознанно вы как родители принимали решение о выборе в пользу Монтессори.

 

Перейти на страницу Детские сады Монтессори, Частные детские сады в Ташкенте, Плюсы и минусы частных детских садов

 

Статистика отзывов о странице


Оставить отзыв

Отзывы пользователей

29.04.2024
YellowPages.uz
Спасибо, что воспользовались нашим сайтом!

 

 

Название
1 QISHLOQ QURILISH INVEST ИК ООО 23427 2 УЗХИМФАРМ АО им. С.К. ИСЛОМБЕКОВА АО 11615 3 ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ХАЛК БАНКА РУз 9674 4 САМАРКАНД ЭЛЕКТР ТАРМОКЛАРИ АО 8983 5 ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 8676 6 UZTELECOM 6366 7 ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 5832 8 MILLENIUM ТАКСИ 5550 9 ФЕРГАНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ АО 5514 10 НАМАНГАН ЭЛЕКТР ТАРМОКЛАРИ АО 5017 11 ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 4931 12 SURHONDARYO ELEKTR TARMOKLARI АО 4260 13 DIDOX.UZ 4249 14 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 4163 15 ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (МВД) 3866 16 UZMOBILE ФИЛИАЛ АК O'ZBEKTELEKOM 3824 17 ТАШКЕНТ АВТОВОКЗАЛ 3521 18 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ СЕТЯМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ УЗБЕКИСТАНА ГУП 3520 19 ТАХИАТАШСКАЯ ТЭС АО 3455 20 АСАКА БАНК АКБ ГОЛОВНОЙ ОФИС 3429

 

 

Полезная информация Просмотреть все

 

 

ico

Скажите оператору, что получили его номер телефона на yellowpages

ico
Ваши данные
+998